Автомобильный портал

Автоматическая трансмиссия берет на себя переключение передач и позволяет избавиться от педали сцепления. До сих пор чаще всего встречаются гидромеханические трансмиссии.

Как правило, "автоматы" имеют селектор с положениями Р (Parking -стоянка), R (Reverse - задний ход), N (Neutral - нейтраль) и D (Drive - движение). К ним прибавляется возможность ограничить диапазон переключения более низкими передачами или режим "ручного" управления. В кавычках потому, что на самом деле блок управления анализирует команду водителя и не позволяет сделать то, что невозможно.

Такая трансмиссия заметно упрощает жизнь водителя - никаких проблем с плавным троганием даже на подъеме. К тому же за счет более плавного изменения нагрузки на двигатель они увеличивают срок его службы. Обходится это не очень дешево - в тысячу-полторы у.е. Ремонт тоже стоит дороже, чем обычной механической коробки. Хотя обычно такие трансмиссии трудно сломать, если не прилагать к этому специальных усилий. Например, пытаться "помогать" ей, постоянно переключаясь на пониженные диапазоны коробки, у которой нет "ручного" режима. Или включать позицию Р до того, как машина полностью остановилась.

Гидромеханические трансмиссии имеют довольно низкий коэффициент полезного действия. Это выливается в увеличение расхода топлива и ухудшение динамики разгона. С этой точки зрения лучше автоматизированные механические трансмиссии, в которых обычной механической коробкой и сцеплением управляет электроника. Из недорогих моделей такой агрегат можно встретить на Citroen C2 и СЗ (SencoDrive).

Бесступенчатые коробки передач (CVT)

Третий вид автомата - вариаторы (CVT). В них передаточное отношение изменяется плавно, и их можно было бы считать идеальной трансмиссией. Но они сложны и потому стоят не очень дешево. Поэтому ремонт CVT стоит доверять только опытным специалистам.

Вариаторы особенно подходят для автомобилей с приводом на передние колеса и двигателем, расположенным поперечно или продольно.

В конце 1999 года началось серийное производство коробок передач Audi Multitronic для автомобилей с передним продольным расположением силового агрегата. Она состоит из сцепления (включаемого при трогании с места и работающего в масляной среде), реверса-редуктора и вариатора с тяговой цепью. Multitronic является первой серийной бесступенчатой коробкой передач для передачи крутящего момента до 300 Нм и выше. Диапазон передаточных чисел "- приблизительно 6.

Чаще всего CVT используется в автомобилях с передним поперечным расположением силового агрегата. Раньше при низких крутящих моментах в качестве механизма включения для начала движения использовалось электромагнитное порошковое сцепление. Современные коробки передач имеют либо фрикционы с дисками в масле, либо гидродинамический преобразователь крутящего момента. В качестве вариатора используется стальной гибкий ремень фирмы VDI.

Другой механической бесступенчатой коробкой передач, выпускаемой в Японии серийно для автомобилей со стандартным приводом, является тороидальная коробка передач. Она относится к группе фрикционных передач и за счет сил трения передает мощность в точечной зоне трения. Однако объем выпуска очень мал.

Коробка передач состоит из гидродинамического преобразователя, реверса-редуктора и двухпоточного тороидального вариатора. Мощность с фрикционных дисков, расположенных со стороны двигателя, через ролики передается на фрикционные диски, расположенные со стороны отбора мощности. Для изменения передаточного числа можно повернуть ролики.

Для хорошей передачи мощности необходимы специальные трансмиссионные масла, которые сегодня еще дорогие и по своим вязкостным свойствам не могут в полной мере удовлетворять требуемому диапазону температур.

Преимуществом тороидальных коробок передач является большая передаваемая мощность, комфортабельность и быстрота регулировки. Однако из-за массивных стальных деталей имеются и значительные недостатки в отношении компоновки и массы по сравнению с сопоставимыми ступенчатыми автоматическими коробками передач.