Автомобильный портал

 

Представим такой случай: двигатель заводится, но глохнет через несколько секунд после пуска. Первое, в чем можно убедиться, - что автомобильная противоугонная система снята с охраны, искра есть, топливо форсунками подается. Вероятнее всего, двигатель в этом случае глохнет из-за бедной топливовоздушной смеси, поступающей в камеры сгорания. Это значит, что мы должны искать неисправность, влияющую на качество формирования топливовоздушной смеси.

Наиболее правильным решением будет доверить автомобиль грамотному специалисту, имеющему под рукой специальное диагностическое оборудование и инструмент. Дело в том, что на глаз практически невозможно определить давление топлива в рампе, производительность форсунок, оценить работу регулятора холостого хода и так далее. Следует также помнить, что некорректное смесеобразование может быть вызвано неисправностями не только системы управления, но и самого двигателя.

Если же вы чувствуете в себе силы и желание попытаться самостоятельно отремонтировать свой автомобиль, то вам необходимо выполнить нижеследующие проверки, касающиеся системы управления двигателем. Они не требуют наличия специального оборудования (а значит, не могут гарантировать стопроцентный положительный результат).

Приступаем к проверке

Бензин. Если подобная проблема ранее не проявлялась и возникла неожиданно, то для начала необходимо удостовериться в том, что в баке достаточно бензина (индикатор уровня топлива может привирать). Проще всего долить в бак несколько литров. Если это не помогло, то необходимо вспомнить, где была заправлена машина (на случайной заправке или на проверенной временем), появились ли какие-нибудь странности в поведении машины после последней заправки? Если уверенности в качестве топлива у вас нет, то остальные проверки стоит отложить до очередной заправки проверенным бензином.

Свечи. Необходимо выкрутить и осмотреть все свечи зажигания. Анализ их состояния может подсказать нужное направление поиска. Если состояние свечей не вызывает доверия, их следует заменить на новый комплект.

Воздушный фильтр. Необходимо извлечь воздушный фильтр и оценить степень его загрязнения. Если фильтр забит грязью, его необходимо заменить.

Дроссельный патрубок. Снижение пропускной способности канала холостого хода, а также уменьшение перетечек воздуха через закрытую дроссельную заслонку из-за загрязнения могут приводить к тому, что двигатель глохнет не только после пуска, но и в движении. Поэтому необходимо снять и промыть сам дроссельный патрубок, а также шток регулятора холостого хода. После промывки установите регулятор холостого хода на дроссельный патрубок, подключите его к жгуту проводов и понаблюдайте за движением штока в момент включения-выключения зажигания. В этот момент регулятор должен выполнять процедуру парковки: выдвинуть шток до упора, после чего установить его в заданную позицию. Движение штока должно быть равномерным, без рывков, в противном случае регулятор необходимо заменить.

Датчик массового расхода воздуха. Попадание масла (через шланг вентиляции картера), частичек пыли и влаги из атмосферы на чувствительный элемент датчика массового расхода воздуха приводит к смещению его характеристик. А это значит, что контроллер получает ложные данные о количестве воздуха, поступающего в цилиндры, со всеми вытекающими отсюда последствиями. К сожалению, статистика показывает, что проблем с датчиком можно ожидать, когда пробег автомобиля превысит 40-50 тыс. км (а у многих даже раньше). Самый оптимальный вариант проверки - замена датчика на заведомо исправный (например, одолжив его на пятнадцать минут у соседа по гаражу).

Другая неисправность, приводящая к искажению сигнала датчика массового расхода воздуха, - плохая "земля" датчика. При этом максимальный отрицательный эффект проявляется на холостом ходу (то есть при малых значениях расхода воздуха). Часто бывает достаточно несколько раз снять-надеть разъем датчика, чтобы почувствовать разницу в работе двигателя.

Негерметичность системы впуска. Необходимо произвести осмотр впускной системы двигателя, всех вакуумных шлангов на предмет наличия подсоса воздуха. В качестве эксперимента можно временно заглушить шланги, идущие к вакуумному усилителю, к адсорберу.

Форсунки. Работу форсунок можно проверить визуально. Для этого необходимо снять с двигателя рампу, вновь подключить к ней бензопроводы, подключить жгут форсунок к основному жгуту. Проверку удобнее проводить вдвоем: один держит рампу, другой включает зажигание, прокручивает двигатель. Первая проверка: при включении зажигания (при этом бензонасос создает давление в рампе) не должно происходить подтекания бензина через закрытые форсунки. В противном случае негерметичную форсунку следует заменить. Вторая проверка: двигатель прокручивается, необходимо сравнить факелы всех форсунок. Визуально они должны быть одинаковыми. Для более качественной проверки форсунок потребуется манометр и тестер форсунок.

Заземление и предохранители. Необходимо внимательно проверить надежность подключения "массовых" проводов системы управления к двигателю или кузову автомобиля. Если на вид качество соединения вызывает сомнения, для проверки можно использовать омметр. Далее следует убедиться, что все предохранители, относящиеся к системе управления двигателем, правильно вставлены и надежно зафиксированы в своих гнездах.

Проверки с помощью маршрутного компьютера

Ниже приведен перечень проверок с помощью маршрутного компьютера, поддерживающего функцию диагностики. Нас будут интересовать некоторые параметры, передаваемые контроллером, а также коды неисправностей системы управления двигателем.

Датчик положения дроссельной заслонки. С помощью маршрутного компьютера следует убедиться, что сигнал датчика положения дроссельной заслонки не "гуляет" при полностью закрытой дроссельной заслонке, то есть не происходит спонтанного изменения сигнала ДПДЗ с 0 % на 1 % или более. Обо всех неисправностях дроссельной заслонки можно найти информацию на сайте mirsmazok.ru

Напряжение бортсети. На заведенном двигателе по маршрутному компьютеру необходимо проверить напряжение бортсети, измеряемое контроллером. Полученное значение необходимо сравнить с напряжением на клеммах аккумулятора, измеренным с помощью вольтметра. Если разница в значениях более вольта, следует "прозвонить" все питающие цепи. Также с помощью вольтметра при включенном зажигании и неработающем двигателе необходимо проверить напряжение питания форсунок, модуля (катушки) зажигания, датчика массового расхода воздуха.

Температура двигателя. С помощью маршрутного компьютера необходимо проконтролировать температуру холодного двигателя (например, после ночной стоянки). Она не должна отличаться от температуры в гараже более чем на 1-3 градуса С. Далее следует проверить показания датчика температуры охлаждающей жидкости на полностью прогретом двигателе. В случае значительных отклонений показаний маршрутного компьютера от ожидаемых величин необходимо заменить датчик температуры.

Коды неисправностей. С помощью маршрутного компьютера следует проверить наличие кодов неисправности в памяти ошибок контроллера. Если бортовая диагностика зафиксировала неисправность, то следующий шаг - поиск этой неисправности.