Автомобильный портал

 

Обкатка (приработка) является наиболее важным периодом эксплуатации двигателя. Качество приработки во многом определяет ресурс и надежность двигателя в процессе всего срока службы автомобиля.

Как же правильно обкатать двигатель?

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Автовладелец покупает автомобиль не для того, чтобы щадить двигатель и выполнять чужие требования.

Автомобильный двигатель обкатывается в реальном режиме эксплуатации. Реальный режим во многом определяется объективными - не зависящими от водителя - условиями: назначение автомобиля, состояние дороги и дорожная обстановка, параметры окружающей среды.

Вместе с тем большое значение при обкатке имеет и квалификация водителя и обслуживающего персонала.

В любом случае если с двигателем вашего автомобиля что-то случилось и требуется диагностика и ремонт, рекомендуем обратиться к профессионалам – в компанию МастерТурбо.

Что должен знать автовладелец, эксплуатирующий новый автомобиль?

Приработка является обязательным периодом эксплуатации любой машины. Период приработки характеризуется:

  1. пониженными показателями надежности;
  2. эксплуатацией на ограниченных режимах работы;
  3. высокой интенсивностью изнашивания трущихся сопряжений;
  4. дополнительными затратами на техническое обслуживание.

Приработка двигателя отвечает перечисленным характеристикам. Кроме этого, особенностями приработки автомобильных двигателей являются: энергозатратность, длительное время, многоступенчатость (притирка отдельных пар трения, стендовая холодная и горячая обкатка, эксплуатационная обкатка).

Почему приработка неизбежна?

Закономерность приработки объясняется:

  1. несовершенством конструирования вследствие неизученности законов изнашивания;
  2. погрешностями изготовления вследствие несовершенства технологий и оборудования производства;
  3. погрешностями технического контроля вследствие несовершенства организации, технологии и оборудования контроля, допускающих выпуск бракованных изделий.

Выходит, что заводы-производители перекладывают свои проблемы на плечи и кошельки автовладельцев?

В какой-то мере да. Чтобы понять, является это виной или бедой производителей, выделим основные процессы и последовательность прирабатывания:

  1. Процесс устранения дефектов механической обработки и сборки - например, несоосного положения опор и опорных шеек коленчатого и распределительного валов.
  2. Макроприработка - процесс приращения площади контакта трущихся поверхностей при ее начальной неполноте. Устраняются погрешности как "неправильного" конструирования оптимальной макрогеометрии, так и ее изготовления.
  3. Микроприработка - процесс формирования оптимальной шероховатости и структуры поверхности. При этом начальная шероховатость может быть как больше, так и меньше оптимальной. Здесь также устраняются погрешности конструирования и изготовления.

Недостатками притирки и холодной обкатки является то, что они не воссоздают действительный характер работы двигателя. Действительная работа двигателя характеризуется:

  1. нагрузками;
  2. тепловыми и нагрузочными деформациями;
  3. сложной траекторией движения деталей;
  4. специфичными условиями смазывания и охлаждения деталей.

Вследствие перечисленных причин окончательная приработка возможна только на этапах горячей стендовой и эксплуатационной обкатки двигателя. На этих этапах образуется оптимальная - приработанная - макрогеометия сопряжений.

Что происходит с двигателем в процессе прирабатывания?

Приработка является переходным периодом, когда изменяются параметры трущихся поверхностей деталей. Изменение параметров неравноценно. Свойства материалов, включая химический состав, твердость, структуру, изменяются менее существенно, чем геометрические параметры трущихся поверхностей. Стабилизация геометрических параметров сопряжений является одним из главных признаков окончания приработки - признаком, характеризующим приработанное сопряжение. В приработанном сопряжении интенсивность изнашивания минимальна. С этой точки зрения, геометрические параметры деталей, характеризующие приработанное сопряжение, являются оптимальными.

Оптимальная - приработанная - микрогеометрия является свойством материалов, составляющих пару трения. Приработанную микрогеометрию можно получить притиркой при отсутствии машины. Свойства машины при притирке, как и при механической обработке, учитываются в определении направленности следов обработки. Оценить микрогеометрию можно на машинах трения, кроме интенсивности изнашивания, по минимальному коэффициенту трения.

Оптимальная макрогеометрия, кроме свойств непосредственно узла трения, в значительной мере является свойством машины. Приработанную макрогеометрию нельзя ни получить, ни оценить при отсутствии машины. Моделированием ее можно определить, зная в том числе закономерности нагруженности сопряжения. Для автомобильных двигателей эта задача усложняется переменными нагрузками в течение рабочего цикла и огромным спектром эксплуатационных режимов работы.

Приработанное сопряжение характеризуется новыми (отличными от заданных механической обработкой) геометрическими параметрами трущихся поверхностей. Новые параметры получаются в процессе изнашивания, то есть при "снятии" некоторой части трущейся поверхности детали. В таком случае износ (приработка) выступает продолжением механической обработки, в процессе которой устраняются дефекты конструирования и изготовления. В процессе приработки двигатель "доизготавливается" ("самоизготавливается", "самоулучшается").

Прирабатывание - это изнашивание! Но большинство привыкло считать изнашивание однозначно вредным процессом.

Это не совсем так. При обкатке, а также на начальных режимах эксплуатации ставится цель исключить механические повреждения (задиры) трущихся поверхностей и уменьшить износостойкость с целью ускорения прирабатывания. Цель достигается назначением специальных режимов работы двигателя и применением специальных материалов.