Автомобильный портал

Уже не за горами то время, когда появится реальная возможность отказаться от использования на массовых автомобилях коробок передач с ручным управлением. Стремительный прогресс автоматических трансмиссии привел к тому, что уже сегодня некоторые "автоматы" превосходят "механику" как с точки зрения динамики автомобиля, так и по экономичности, что еще совсем недавно казалось нереальным. Отличный тому пример - "революция", которую конструкторы GM совершили в области автоматического управления механической коробкой скоростей традиционной конструкции. Сама идея появилась раньше. На сегодняшний день трансмиссия такого типа используется на Alfa Romeo 156 и 147, а также на новейшем Mercedes-Benz С-класса Sports Coupe. Однако эта великолепная конструкция, использующая гидроприводы для переключения передач, больше подходит для скоростных авто и слишком дорога для серийных компактных автомобилей. Конструкторам GM удалось найти доступное техническое решение, благодаря которому автоматизированная коробка передач "пошла в массы". Представленная Opel/Vauxhall в прошлом году трансмиссия Easytronic явилась результатом почти трехлетней совместной работы специалистов GM, Luk и Bosch. Она дебютировала на модели Corsa с 1, 2-литровым мотором, а в дальнейшем планируется расширить спектр ее применения.

Используемая в основе Easytronic серийная коробка передач F130, входящая в стандартную комплектацию Corsa и Astra с 1, 2-литровым мотором, остается в неизменном виде, а все исполнительное устройство автоматического переключения передач устанавливается снаружи вместо штатных тяг. Главной отличительной чертой этого "автомата" является использование электропривода вместо гидравлики. Выпускаемая Luk система переключения передач приводится в движение обычными электромоторами Bosch, применяющимися в электрических стеклоподъемниках. Фирмой Bosch также производится система автоматизации работы сцепления и система управления мотором, так что никаких проблем с электронной совместимостью не возникает. Для потребителя это означает, что весь "комплект высоких технологий" имеет минимальную стоимость - примерно на 50% меньше, чем у автоматических трансмиссий традиционной конструкции.

Технический директор Opel Ханс Демант так охарактеризовал стоявшую перед конструкторами цель: "Создание коробки передач для малолитражных автомобилей, обеспечивающей удобство управления на уровне автоматических коробок, при этом гарантирующей низкий расход топлива и хорошую динамику". Задача был блестяще решена, расход топлива по стандарту MVEG для Opel Corsa, оснащенного коробкой Easytronic, составляет 6, 3 л/100 км, что на 0, 1 л/100 км лучше, чем у того же автомобиля, укомплектованного стандартной коробкой с ручным управлением. Ключевым моментом в достижении этого успеха явилось сокращение времени переключения передач, которое составляет от 240 до 300 мс. Даже опытным водителям остается только позавидовать такому быстродействию автоматики. Интересно, что конструкторам пришлось искусственно ограничить скорость переключения для того, чтобы увеличить срок службы синхронизаторов. В результате гарантированная безотказная эксплуатация Easytronic рассчитана на 200 тыс. км пробега.

Немаловажным преимуществом Easytronic является возможность "перескакивать" через передачу при переключении "вниз" для оптимального набора скорости и при реализации функции kick-down, когда водитель резко нажимает педаль "газа" "в пол", а также в режиме последовательного ручного переключения передач. И здесь быстродействие Easytronic ощутимо выше, чем у традиционных "автоматов". Так, последовательный переход на две передачи вниз увеличивает время переключения всего на четверть, тогда как у большинства сегодняшних "автоматов" время удваивается. Рекордным временем переключения передач коробка обязана "хитроумному" алгоритму управления тремя исполнительными электродвигателями, один из которых отвечает за сцепление, а два других - непосредственно за переключение передач. При организации работы сцепления используется так называемое моментное управление, то есть сцепление включается ровно на столько, чтобы принять требуемый крутящий момент без пробуксовки, в результате уменьшается ход размыкания сцепления и, как следствие, сокращается необходимое для этого время. Аналогично работает предварительное натяжение пружин в механизме переключения. Для оптимизации включения понижающей передачи обороты коленчатого вала двигателя во время перехода автоматически поднимаются до необходимого уровня, когда предыдущая передача уже выключена, а новая еще не включена, что опять-таки ускоряет работу сцепления, экономя и время, и горючее. Учет всех этих нюансов обеспечивает работу сцепления и коробки передач в оптимальных режимах, что в итоге дает автомобилю более высокие эксплуатационные характеристики, чем под управлением среднестатистического водителя.

В программу управления Easytronic заложены и алгоритмы, повышающие безопасность. Так, при экстренном торможении, когда активизируется АБС, Easytronic автоматически выключает сцепление, тем самым разрывая связь двигателя с передними ведущими колесами, что обеспечивает им наилучшее сцепление с дорогой, способствуя оптимальному замедлению и высокой курсовой устойчивости. Во время же обычного, "рабочего", торможения "автомат" постепенно переходит на более низкую передачу. При остановке на светофоре Easytronic сам "выжимает" сцепление, а когда водитель снимает ногу с педали тормоза, "умная" автоматика позволяет тронуться как бы на проскальзывающем сцеплении, что также облегчает управление автомобилем при старте в горку.

Таким образом, Easytronic значительно облегчает процесс управления автомобилем. Его появление на Opel Corsa председатель Adam Opel AG Роберт Хэндри назвал примером современной стратегии компании, "направленной на то, чтобы сделать достижения высоких технологий доступными самым разным группам покупателей".