Автомобильный портал

 

Какие методы борьбы с износом являются наиболее эффективными?

Различают эксплуатационные, технологические и конструктивные средства повышения износостойкости и долговечности. Эксплуатационные зависят от квалификации обслуживающего персонала, качества диагностики и технического обслуживания, для автомобилей - еще от качества дорог и других факторов. Технологические связываются с техническими возможностями средств производства и обслуживания. Конструктивные средства повышения износостойкости ДВС также весьма разнообразны. Разделим их на три основные группы.

  1. Повышение износостойкости совершенствованием триботехнических свойств трущихся поверхностей пары трения и смазочного материала.
  2. Совершенствование конструкции ДВС, размеров (пропорций) КШМ.
  3. Совершенствование конструкции узлов трения.

Развитие первой группы осуществляется на основе физического моделирования процессов изнашивания на машинах трения. Отметим, что эти исследования имеют большой банк данных, высокую достоверность определения свойств материалов.

Развитие второй группы связано с совершенствованием мощностных характеристик ДВС. За многолетнюю историю развития накоплен большой опыт определения оптимальных схем и пропорций ДВС. Вместе с тем это влияние на износостойкость в значительной мере является малоизученным, оно недостаточно полно отработано и обосновано теоретически. Развитие в первую очередь математического моделирования по этому вопросу является важной задачей современного двигателестроения.

Развитие третьей группы связывается с постоянным уменьшением допусков изготовления деталей, в том числе с использованием методов селекционной сборки узлов трения. Значительным резервом развития этого вопроса является совершенствование геометрических параметров - формы и шероховатости трущихся поверхностей деталей. Форма (макрогеометрия) и шероховатость (микрогеометрия) определяют период приработки сопряжения. Уменьшение износа и сокращение периода приработки является значительным резервом повышения износостойкости и долговечности ДВС.

Если с двигателем приключилась беда, например, вышел из строя двухмассовый маховик, рекомендуем обратиться в проверенную Компанию МастерТурбо.

Перечисленные методы в основном связаны с производством, а какие методы имеются у эксплуатационников?

Это прежде всего качественные смазочные материалы и их своевременная замена.

В последнее время широко "раскручиваются" присадки к смазочным материалам, действие которых основано на явлении массопереноса. Массоперенос является процессом компенсации износа ионами восстанавливающего материала. В двигателе носителем восстанавливающих ионов выступает смазочный материал. Особенностью смазочной системы двигателя является то, что она работает в широком диапазоне режимов трения и изнашивания. Многообразие режимов трения и изнашивания, объединенных единой смазочной системой, на взгляд автора, является главным фактором, сдерживающим широкое применение массопереноса. Массоперенос не охватывает такого большого спектра режимов трения и изнашивания.

На ранней стадии развития автотракторного двигателестроения широко практиковались эксплуатационные технологии восстановления работоспособности двигателей подтяжкой подшипников коленчатого вала, заменой вкладышей на вкладыши межремонтных размеров, заменой колец в цилиндропоршневой группе.

Операции подтяжки и использования межремонтных размеров деталей можно отнести к новому изготовлению узлов трения. Преимуществом восстановленного узла трения является в том числе уменьшение периода приработки. Уменьшение достигается за счет уже приработанной формы незаменяемой детали. Износ в этом случае заканчивает механическую обработку незаменяемой детали, придавая ей и сопряжению приработанные параметры. Учитывая высокий уровень развития машиностроения, получаемые в процессе изнашивания (приработки) геометрические параметры трущихся поверхностей можно изготовить (повторить) в процессе механической обработки. Основной задачей здесь является определение параметров, характеризующих приработанное - оптимальное - сопряжение.

Наука, как правило, работает на перспективу, а что делать автовладельцам сегодня?

Правила эксплуатации новых автомобилей известны:

  1. Учитывая высокую вероятность отказов, не нужно планировать тяжелых и ответственных поездок на необкатанной машине.
  2. Лучше обкатывать автомобиль на загородных трассах - без "рваного" городского режима.
  3. Для лучшей вымываемости продуктов износа на время обкатки стараться использовать смазочные материалы с меньшей вязкостью.

Как вы относитесь к промывке двигателя?

Промывка двигателя необходима, если автовладелец переходит на использование смазочных материалов других типов. Нужно убрать остатки старого смазочного материала, чтобы не произошло его негативного взаимодействия с новым смазочным материалом.

Достоинство промывки очевидно - чистый двигатель. Недостаток также очевиден - грязевые отложения, вымываясь из смазочной системы, проходят через трущиеся сопряжения двигателя, форсируя их износ. Промывка может в некоторых случаях привести к преждевременной выбраковке двигателя по потере давления масла. Поэтому при низком давлении масла промывка недопустима.

На взгляд автора, промывать двигатель (если не менять тип масел) можно один раз - после окончания обкатки. В это время и давление масла, как правило, достаточно высокое, и увеличенный в процессе приработки износ в сопряжениях позволяет вывести из двигателя как продукты износа, так и остатки "продуктов изготовления" двигателя - например, стружку, оставшуюся после механической обработки деталей. Водитель в некоторой мере страхует себя от того, что эти продукты не попадут в зону трения сопряжений двигателя в неподходящий для этого момент - в дороге.

Что считать окончанием приработки двигателя?

Стабилизацию геометрических параметров трущихся сопряжений двигателя. На практике это стабилизация давления масла, расхода масла, мощностных характеристик двигателя.

Как контролировать эти параметры?

Перечисленные параметры зависят от многих причин: состояние масла (свежее - несвежее), частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости и другие.

Как правило, давление масла контролируется при запуске и прогреве двигателя. Этот режим работы постоянен, не занимает много времени, не отвлекает водителя от дороги. При нормальной обкатке двигателя давление масла должно уменьшаться - быстро в начале обкатки и практически оставаться неизменным по окончании приработки. Этот параметр характеризует приработку сопряжений, смазывающихся под давлением, - подшипники коленчатого и распределительного валов и другие.

Расход масла контролируется, как правило, не по пробегу, а в процентах от расхода топлива. Это минимизирует влияние разных условий эксплуатации в разные промежутки времени. Расход масла также изменяется в сторону уменьшения - большой в начале и постоянный по окончании приработки. Этот параметр характеризует приработку деталей цилиндропоршневой группы.

Отметим, что приработку и состояние цилиндропоршневой группы можно оценивать и по изменению компрессии. В процессе обкатки компрессия растет и стабилизируется по окончании приработки. Метод, кроме отмеченных условий - состояния масла, частоты вращения, температуры, зависит от герметичности прилегания клапанов.

Мощностные характеристики двигателя контролируются, как правило, на ближайшем к дому автовладельца крутом подъеме. Мощность двигателя при обкатке увеличивается. Этот параметр характеризует общее состояние двигателя - снижение механических потерь на трение и изнашивание.

Как быть, если при обкатке имеют место вибрация, нехарактерные для исправного двигателя шумы?

Вибрации и шумы, непосредственно связанные с обкаткой, с течением приработки уменьшаются и исчезают. Если этого не происходит, нужны диагностика и консультация опытных мотористов.

В двигателе появились утечки охлаждающей жидкости и масла. Что делать?

Очень болезненный вопрос. Можно попробовать устранить утечки протяжкой. Хотя последовательность и момент затяжки практически всех элементов крепежных изделий двигателя известны, на практике квалифицированно осуществить эту операцию достаточно тяжело. В моторном отсеке современных автомобилей нет места для легкого доступа к болтам и гайкам не только динамометрическому ключу, но порой и специальному инструменту. Поэтому нужны квалифицированные руки и голова специалиста. Некачественное выполнение протяжки может только усугубить дефект.

Другой метод устранения утечек - использование герметиков, в том числе как добавок в смазочный материал и охлаждающую жидкость. Выбор того или иного метода зависит от конкретной ситуации.

Связаны ли утечки с обкаткой двигателя или это только брак производителя?

Утечки являются неприятной закономерность новых двигателей. Причин этому четыре:

  1. Явный брак производителя - трещины, неровности, неправильная затяжка и так далее.
  2. Деформации деталей вследствие высоких внутренних напряжений во вновь изготовленных деталях - скрытый брак производителя.
  3. Деформации деталей вследствие нарушения правил эксплуатации - например, перегрев двигателя и так далее.
  4. Ослабление крепежных изделий вследствие вибраций, характерных для приработки.

В процессе обкатки утечки устраняются и при дальнейшей эксплуатации возникают реже.