Автомобильный портал

Считается, что при низкой температуре окружающего воздуха дизельные двигатели во многом уступают своим бензиновым собратьям: проблемы с холодным пуском, загустение замерзшей солярки, недостаточный прогрев... Все это заставляет многих отказаться от приобретения автомобиля с дизелем. А так ли все это на самом деле?

В принципе все перечисленные недостатки дизелей существуют, но они сильно преувеличены народной молвой. Полностью исправный и отрегулированный двигатель не доставит никаких хлопот даже в сильные морозы. Но если в моторе что-то не так (когда на улице достаточно тепло, это может быть и незаметно), то зимой все "болячки" неизбежно вылезут наружу. Все так же, как и у людей, например, незалеченный хронический бронхит неизбежно обостряется зимой и практически сходит на нет летом.

Следите за аккумулятором

Повышенного внимания зимой требует аккумуляторная батарея. На дизельные автомобили обычно устанавливаются более мощные аккумуляторы, чем на аналогичные бензиновые модификации. Специалисты рекомендуют применять только те батареи, которые обеспечивают пусковой ток не менее 350-400 А (этот параметр должен быть указан на фирменной наклейке).

Степень сжатия (компрессия) дизеля значительно выше, чем у обычного двигателя. Поэтому, даже при нормальных условиях, провернуть его стартером сложнее. Зимой положение усугубляется тем, что загустевшее моторное масло затрудняет вращение коленчатого вала и от стартера требуется значительно больше усилий, чтобы его раскрутить. Не надо забывать также о том, что пусковые обороты дизеля существенно выше, чем у бензинового мотора. При холодном запуске энергия аккумулятора помимо вращения стартера затрачивается еще и на питание свечей накаливания (они разогреваются до рабочей температуры примерно за 15-20 с), ток разрядки аккумулятора в это время сильно увеличивается.

Таким образом, в морозы нагрузка на батарею значительно возрастает. Поэтому во избежание проблем с запуском дизеля зимой рекомендуется регулярно проверять ее состояние (это можно сделать на сервисе, померив плотность электролита и напряжение на клеммах) и в случае необходимости незамедлительно подзарядить или даже заменить на новую.

Качество аккумулятора тоже имеет значение. Приобретать их следует только в надежном и проверенном магазине. Например тут можно найти отличный выбор качественных аккумуляторов для грузовых автомобилей.

Проверьте свечи накаливания

О том, что у дизельного двигателя нет свечей зажигания, знают даже школьники. Поджигать солярку просто нет необходимости. Принцип работы такого мотора основан на воспламенении топлива при сжатии. Летом все именно так и происходит, но зимой, когда температура воздуха опускается ниже нуля, начинаются проблемы. Во-первых, напоминает Козырев, более вязкая солярка, которая в морозы загустевает, существенно хуже распыляется через форсунки. Во-вторых, горючая смесь, состоящая из воздуха и крошечных капелек топлива, не распределяется равномерно по всему объему цилиндра, а в виде росы оседает на его холодных стенках. Воспламенение от сжатия в таких условиях становится практически невозможным. Решить эти проблемы помогают свечи накаливания (на бензиновых двигателях их нет), которые разогревают перед запуском сами камеры сгорания и поступающее в них топливо. Кстати, в морозы на первом такте работы дизеля (при запуске) горючую смесь поджигает именно раскаленная докрасна свеча, а не избыток давления. Летом, когда достаточно тепло, в дополнительном подогреве нет необходимости. Поэтому, даже если свечи вышли из строя, владелец автомобиля скорее всего узнает об этом только с наступлением холодов, и то лишь тогда, когда машина однажды не заведется.

Обычно без специальной диагностики определить работоспособность свечей накаливания невозможно. При запуске теплого двигателя они не работают, а горящая лампочка (с изображением спирали) на приборной панели свидетельствует лишь о том, что на соответствующее реле (которое отвечает за включение подогрева) подается напряжение. Исправны ли при этом сами свечи - индикатор, к сожалению, не показывает. Проверить это можно только на сервисе, с использованием специального оборудования.

Смотрите где заправляться

Следующая возможная проблема - это неподходящее по сезону топливо. Практически все уже знают, что солярка бывает летняя и зимняя. Отличается она прежде всего температурой, при которой начинается кристаллизация парафинов, входящих в ее состав. Существующие в нашей стране стандарты предписывают применять летний тип топлива только при положительной температуре, а зимний - от 0° С до -30° С. Существует еще и арктический тип дизельного топлива, который не теряет своих свойств и при более низких температурах, но встретить его можно только в районах Крайнего Севера.

По правилам, на всех заправках должна продаваться только соответствующая сезону солярка. Но, к сожалению, это не всегда так. Определить "на глазок", что вам заливают в бак, невозможно - летнее топливо не отличается от зимнего ни цветом, ни запахом. 

Причем даже в сильный мороз, какая бы ни была солярка, она все равно будет нормально течь из заправочного пистолета. Дело в том, что емкости, в которых она хранится, находятся под землей, где температура обычно не опускается ниже 0° С. Поэтому опытные "дизелисты" настоятельно рекомендуют пользоваться только надежными проверенными заправками.

Если же зимой в бак автомобиля все-таки попало летнее топливо и оно начало загустевать (это чувствуется по перебоям в работе двигателя, его неспособности набирать высокие обороты), то ехать дальше нельзя - через несколько минут машина окончательно встанет и завести ее уже будет невозможно. Выход только один - доставить автомобиль на эвакуаторе или на буксире в теплое место. Например, это может быть отапливаемый бокс или еще лучше - автомойка, где есть горячая вода. А как только топливо оттает и приобретет текучесть, его надо немедленно слить и заправить машину зимней соляркой.