Автомобильный портал

 
С наступлением холодов у многих иномарок резко обостряются "болезни", не дающие о себе знать, скажем, в теплый сезон. Прежде всего это затрудненный пуск двигателя и перебои в его работе. Многие винят в этом аккумулятор, свечи зажигания, топливо, но почему-то мало кто вспоминает об инжекторах. А ведь именно из-за некачественного распыления бензина в большинстве случаев появляются все эти проблемы. Пользуясь случаем рекомендуем к покупке ремкомплект форсунок Bosch.
 
Инжектор (injector с англ. - форсунка) - самая важная деталь в системе впрыска. Это электромагнитный клапан, работающий "под руководством" электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Именно ЭБУ с высокой точностью дозирует порцию впрыскиваемого топлива в зависимости от оборотов двигателя, нагрузки, температуры охлаждающей жидкости и т.д. И малейшие сбои в его работе сразу же ухудшают характеристики мотора.
 
Электромагнитные форсунки не справляются со своими "обязанностями", если отсутствует электрический импульс на открытие клапана, произошел обрыв обмотки электромагнита или загрязнены внутренние каналы. Последняя неисправность происходит чаще всего и дает о себе знать, как правило, при пуске холодного двигателя в зимний период.
 

Своими руками

 
При полном выходе из строя одной форсунки проявляются такие же симптомы, как при неисправной свече зажигания - двигатель работает с перебоями, сильно вибрирует и не "тянет". Выявляется нерабочая форсунка, как и свеча зажигания, поочередным отсоединением их электрических разъемов (штекеров). Если такое отключение вызывает снижение оборотов, значит, форсунка исправна. В противном случае она не работает.
 
Особо продвинутые автолюбители могут самостоятельно найти причину неисправности. Понадобится только тестер для проверки напряжения, подающегося на форсунки. Оно должно колебаться от 0 до 2-3 В. Если электропитание есть, значит, неисправна форсунка.
 
Следующий шаг - проверка обмотки электроклапанов форсунок. В системах распределенного впрыска они имеют сопротивление от 12 до 16 Ом (у некоторых с турбонаддувом - 4-5 Ом), а в центральном (с моноинжектором) - 4-5 Ом. Подвижность клапана форсунки проверяется кратковременным (буквально на доли секунды) подключением к клеммам форсунки электропитания - 2-12 В, можно прямо от аккумулятора автомобиля. Исправный инжектор будет издавать едва заметные щелчки, свидетельствующие о срабатывании клапана. Если клапан работает, а цилиндр не подает признаков жизни (по аналогии - сухая свеча зажигания), значит, в форсунке скопилось много "грязи".
 
На станциях техобслуживания пропускную способность инжекторов, другими словами, степень засорения, проверяют с помощью мультитестеров по длительности импульсов, которые ЭБУ подает для открытия клапана форсунки. При их загрязнении длина импульса увеличивается, так как для подачи требуемой порции топлива клапан должен быть открытым дольше.
 

"Геометрия" струи

 
Форсунки загрязняются в первую очередь из-за низкого качества продаваемого у нас бензина. Причем, кроме наличия в нем примесей твердых частиц, "задержанием" которых занимается топливный фильтр, большой вред приносят смолы - тяжелые фракции. Откладываясь внутри форсунок, они снижают их пропускную способность, препятствуют герметичному закрытию клапана, искажают "геометрию" струи впрыскиваемого топлива.
 
При запуске холодного двигателя, особенно при минусовых значениях температуры воздуха, негерметичный клапан становится виновником "переливания", иначе - переобогащения смеси, что вызывает забрызгивание свечей, а соответственно, повышение расхода топлива. При неправильном распылении нарушается процесс смесеобразования, а это верный источник ухудшения практически всех характеристик двигателя.Засоряются форсунки и при использовании поддельных топливных фильтров с пониженной пропускной способностью или если автовладелец забыл своевременно их заменить.
 
Источником закоксовывания инжекторов может стать эксплуатация автомобиля на коротких расстояниях, когда двигатель не успевает прогреваться. А так как даже в качественном топливе содержится небольшое количество смол, имеющих повышенную вязкость при более низких температурах, происходит их откладывание на внутренних стенках форсунок.
 
Кстати, делают их неразборными, поэтому ремонту они не подлежат. Избежать же преждевременного выхода из строя форсунок можно только путем регулярного обслуживания системы питания, заключающемся в промывке и своевременной замене фильтров.
Существует несколько способов чистки инжекторов. Самый доступный для автовладельцев - использование присадок к топливу. Достаточно каждые 2-3 тыс. км в заполненный бензобак вливать порцию "моющего средства", и долговечность форсунок обеспечена. Использование присадок дает еще один неоспоримый эффект: промывается вся топливная система. Правда, этот профилактический способ дает результаты только при регулярном применении с начала эксплуатации новой машины.
 
В случае с подержанными иномарками с неизвестным прошлым такой метод может привести к полному выходу из строя системы питания. Происходит это, когда вся скопившаяся грязь в давно нечищенной топливной системе под воздействием присадок смывается со стенок бака, трубопроводов и попадает в фильтр, а далее в форсунки. Сеточка на входе форсунки, ее тонкие каналы и маленькие отверстия распылителя забиваются, препятствуя подаче топлива.
 
Следующий способ чистки инжекторов - промывка на специальной установке без демонтажа. В этом случае отключается бензобак, штатный топливный насос и перекрывается канал слива топлива в бак (обратка). Топливопровод машины при этом соединяется со специальным стендом, подающим в систему питания специальную жидкость при работающем двигателе. Такая промывка проводится в два этапа по 15-20 минут, с таким же перерывом для размягчения особо твердых отложений.
 
Если перечисленные методы мойки не помогли, можно попробовать почистить форсунки на ультразвуковом стенде. Для этого их снимают и помещают в ванну со специальным раствором. Эффективное разрушение отложений, скопившихся в форсунке, происходит под воздействием ультразвука. Как показывает опыт эксплуатации подобных стендов, ультразвуковой метод очистки иногда позволяет вернуть к жизни даже нерабочие по причине засорения форсунки.