Автомобильный портал

Автолюбителям, которые еще не "переобули" свои машины, скоро нужно будет поспешить в шиномонтаж. Дело в том, что сцепные свойства "гладкого" протектора летней скоростной резины практически сходят на нет, когда температура опускается ниже отметки +7 градусов. Хорошо, если в гараже хранится комплект зимних покрышек! А если нет? Тогда придется ехать или в магазин, или на авторынок, или засесть в Интернете.

Без шипов не обойтись?

Покрышки с шипами излишне рьяно разрушают асфальтовое покрытие, особенно если по весне их вовремя не "переобуть". Именно поэтому тем, кто не выезжает из города, можно посоветовать приобрести зимнюю нешипованную резину. Ее сцепные свойства на снегу и льду лишь чуть ниже, чем у ошипованной покрышки. А скоростные свойства и тормозные качества на сухом асфальте не в пример выше.

Однако у таких покрышек есть и ощутимые минусы. При активной езде (особенно на автомобилях с передним приводом) нешипованные покрышки быстро истираются. Максимум, на что их хватает, это два холодных сезона. К тому же - это тоже необходимо признать - дороги за МКАД не заканчиваются, и чем дальше от Москвы, тем они хуже. Это, в свою очередь, означает, что где-нибудь на периферии шипы вполне могут спасти водителя от неминуемой аварии.

Так что единственное, с чем вам придется определиться самостоятельно, - наличие или отсутствие шипов. Нешипованная резина легче, но на голом льду ведет себя не самым лучшим образом. Шипованная - тяжелее, но есть шанс все-таки затормозить, даже если под колесами накатанное "стекло".

Выбираем размер

Размер покрышки напрямую связан с размером колесного диска. Так, для заднеприводных "Жигулей" он равен 13 дюймам (R13), для переднеприводных - R14. Правда, в последние годы некоторые любители навострились ставить на отечественные авто диски R15, жертвуя при этом высотой покрышки.

Найти типоразмер "своей" резины проще простого: автопроизводитель обычно размещает сравнительную таблицу с допустимыми данными в нижней части проема водительской двери или на внутренней стороне крышки бензобака.

В этой же таблице указано и допустимое давление в шинах. Тут следует помнить: на скользкой дороге давление должно быть чуть ниже допустимого: в этом случае покрышка чуть "приседает", а контактное пятно (зона сцепления протектора с дорогой) увеличивается. А вот на рыхлом снегу давление можно чуть повысить: тогда протектор, став более жестким, "продавит" снег до твердого покрытия дороги.

А вот теперь о том, почему размер следует соблюдать. Вы сами стараетесь не надевать обувь слишком широкую или ту, которая жмет. То же и с автомобилем. Слишком высокая и широкая резина в повороте будет задевать за подкрылок, стирая его и стираясь сама. К слову, в каждом шинном магазине есть таблица соответствия типоразмеров - просто поинтересуйтесь у продавца, какая покрышка вам подойдет, например 235/45 R17 или какая-то другая шина.

Все дело в массе

Следом за типоразмером идет еще один численно-буквенный индекс. Допустим, 91 Т. "91" - индекс грузоподъемности (LI) покрышки. Это абстрактная величина. Надо воспользоваться специальной таблицей индексов грузоподъемности, чтобы узнать, что число 91 соответствует максимальной нагрузке 615 килограммов на одну покрышку. То есть масса полностью заправленного автомобиля с грузом и пассажирами не должна превышать 2460 кг. Так что лучше покупать покрышки с запасом прочности. Пусть, скажем, индекс грузоподъемности равняется 93-м.

Некоторые производители, чтобы облегчить жизнь потребителям их продукции, указывают грузоподъемность шины (Max load) на ее боковине, ближе к закраине.

"Т" - это тоже индекс, только скорости. Он означает, что данный тип покрышки не предназначен для движения со скоростью свыше 190 км/ч. Так что если у вас более скоростной автомобиль, индекс скорости должен быть U, Н или V. Индекс ZR означает, что у покрышки практически нет ограничений по скорости.

Другие обозначения, которые можно встретить на боковой части покрышки, не менее важны.

Например, надпись outside говорит о том, что это наружная часть шины (это важно для покрышек с несимметричным рисунком протектора). На некоторых покрышках стрелкой может быть указано направление вращения колеса -не перепутайте: результат будет плачевным.

Tubeless означает, что резина бескамерная. В последние годы такой тип покрышек практически занял главенствующее положение на рынке. Дело в том, что, получив прокол, бескамерная покрышка сравнительно медленно теряет давление, в то время как камера мгновенно лопается, как воздушный шар, и машину кидает в сторону прокола. Ни в коем случае нельзя устанавливать камеру в бескамерную покрышку: перестраховка может привести к катастрофе. Поскольку бескамерная покрышка не пропускает воздух, между ней и камерой образуется воздушный пузырь. При вращении колеса он нагревается, протектор в этой части быстрее изнашивается. В конце концов такой пузырь может привести к разрушению покрышки.

Надпись Reinforsed свидетельствует, что покрышка имеет усиленную конструкцию, а это значит, что ей не повредят дороги с плохим покрытием.

Значок M&S (Mud and Snow - дословно "грязь и снег") свидетельствует о том, что это зимняя резина, предназначенная для движения по снежной каше. О "зимней" принадлежности говорят также значок снежинки или слово Frost ("мороз") в названии модели резины.

Запомните: всесезонной резины не бывает, это иллюзия, которую поддерживали продавцы покрышек отечественного производства! Невозможно в одной и той же покрышке совместить сцепные качества летнего и зимнего протекторов. Да и химический состав для летних и зимних покрышек серьезно различается.

"Рисуем" протектор

Если продавец - чаще всего это происходит на рынках - убеждает вас в том, что продает именно зимнюю резину, обратите внимание на рисунок протектора. Он должен быть четким, состоять из большого числа относительно мелких деталей, покрытых узорчатыми "трещинками" - ламелями. Чем больше ламелей, тем лучше сцепные свойства такой резины на льду.

Детали протектора должны разделять широкие канавки - они необходимы для быстрой самоочистки покрышки от снега и ледяной крошки. Кроме того, они выводят талую воду из зоны контакта, снижая риск аквапланиро-вания (когда автомобиль на высокой скорости "поднимается" над поверхностью дороги, скользя по воде). Еще одно "свидетельство" того, что протектор зимний, четкий зубчатый рисунок по краю покрышки: такие зубцы обеспечивают контакт на скользкой дороге в повороте.

Теперь о "рисунке" самого протектора. Он может быть асимметричным (правая и левая части заметно отличаются друг от друга. Хотя такой рисунок более присущ летней покрышке), симметричным, ассимметричным направленным и симметричным направленным. То есть при смене колес нужно учитывать направление их вращения.

Самый простой тип протектора - асимметричный ненаправленный. Чаще всего это две "елочки", частично смещенные друг относительно друга. Одна "елочка" направлена по направлению вращения колеса, другая - против. Это позволяет обеспечить равные характеристики для прямого движения и в повороте, хотя, конечно, эквилибристики на таких шинах не получится. Здесь главное - не перепутать внутреннюю и внешнюю стороны покрышки.

Более сложный рисунок - направленная симметричная "елочка" (как на покрышках Goodyear UltraGrip400 или их российском варианте Medeo). Такой рисунок протектора обеспечивает хорошие разгонные и тормозные характеристики на снегу и льду, но слабы в повороте и при выезде из обледеневшей колеи.

Однако в настоящее время все большее распространение получает симметричный направленный рисунок протектора (например, UltraGrtipSOO или Cordiant Polar 4x4). Этот протектор соединил в себе лучшие качества всех рисунков.