Автомобильный портал

 

Большинство иномарок уже не комплектуют ни домкратом, ни запасным колесом. И то и другое опции, в стандартное оборудование входит только специальный гель для временной герметизации шины: вполне хватит, чтобы в крайнем случае доехать до ближайшего шиномонтажа. У нас без запаски никуда: в пользу этого свидетельствуют и обильно рассыпанные по родным просторам гвозди, и битое стекло, и ямы способные изуродовать колесо так, что не то что гель, не всякий профессиональный ремонтник сможет помочь.

В связи с этим особенно остро стоит вопрос: чем поднять машину? Выясняется, что выбор достаточно велик, а вот про родной, "жигулевский" домкрат лучше забыть сразу.

Можно выделить пять основных видов домкратов:

  • Винтовой домкрат
  • Рычажно-винтовой домкрат
  • Ромбический домкрат
  • Подкатной домкрат
  • Бутылочный домкрат

Винтовой домкрат

Именно эта конструкция до последнего времени в обязательном порядке сопровождала отечественные автомобили. Помните рейку с торчащим из нее шипом, который надлежало вставить в соответствующее гнездо под порогом? Скажем сразу, в современных условиях ей лучше предпочесть что-нибудь, хотя и у нее есть кое-какие достоинства. Главное стабильно небольшое усилие при подъеме. Еще один плюс компактность.

Наконец, при умелом использовании именно такой агрегат может стать серьезным подспорьем при попытках выбраться из грязи или глубокого снега: достаточно просто по очереди приподнять ведущие колеса (благо все реечные домкраты позволяют поднять машину достаточно высоко) и подложить под них какие-нибудь доски. Но в том-то и дело, что перед этим доски придется подкладывать под пятку самого домкрата, что бывает невредно даже на асфальте, чего уж говорить о бездорожье. Любые отклонения от правильного угла установки чреваты: вы либо ломаете гнездо под домкрат, либо калечите кузов, что еще более неприятно.

Рычажно-винтовой домкрат

Если предыдущая конструкция была одолжена вместе с фиатовскими "Жигулями", то У-образный рычажно-винтовой подъемник вошел в обиход наших автомобилистов вместе с "восьмым" семейством. Хотелось бы сказать, что он взял лучшее от предшественника, лишившись его основных недостатков, но это будет откровенным враньем. Скорее наоборот, повторив пусть и на новом уровне слабые места родителя, он приобрел новое, очень неприятное качество: усилие на ручке стало заметно сильнее, причем наиболее ярко это проявляется в начале подъема.

Так же как и обычный винтовой домкрат, рычажно-винтовая конструкция требует аккуратного обращения и точной установки, иначе не миновать падения автомобиля, ломаных тормозных дисков и глубоко изувеченных дверей и порогов. Невысокая цена вряд ли компенсирует перечисленные неприятности.

Ромбический домкрат

Легко опознается, поскольку действительно имеет форму ромба, который раздвигается по мере подъема машины. Не слишком компактная конструкция во многом благодаря довольно длинной ручке. Она прилагается неслучайно чаще всего такие домкраты устанавливают не под порог, а под балку моста, хотя и упор в порог не должен принести серьезных разрушений.

Сразу отметим, пожалуй, единственный серьезный недостаток: высокую начальную высоту, из-за чего "ромб" бывает очень тяжело подсунуть под машину в случаях, когда требуется приподнять автомобиль на пересеченной местности. Зато на асфальте такая система стоит очень надежно, не давая поводов серьезно опасаться срывов.

Подкатной домкрат

Подкатной домкрат чаще всего можно встретить на профессиональных шиномонтажах. Это небольшая тележка на длинной ручке с лежащим внутри цилиндром. В отличие от всех предыдущих моделей он гидравлический, соответственно обладает существенно большей грузоподъемностью при крайне несущественных мускульных усилиях (правда, силу придется приложить, чтобы сложить конструкцию).

Да, подкатной домкрат занимает много места в багажнике, да и весит прилично, зато стоит как влитой и практически незаменим, если потенциально поднимаемое авто тяжелее стандартного "жигуленка". И пусть вас не пугает перспектива выложить за такой агрегат кругленькую сумму – оно того стоит.

Бутылочный домкрат

Классика жанра, гидравлика идеально подходит "газелистам" и "джиперам", но вряд ли устроит водителя обычной легковушки. Тому причиной очень большая начальная высота, да и максимальный подъем у таких агрегатов невелик. Он очень устойчив, да и пять тонн далеко не предел возможного. Одна беда: после использования его ох как тяжело утоптать обратно в походное положение.

Отчасти вымирающий, отчасти узкоспециальный вид, впрочем, если есть осознанная необходимость, можно и купить.

Экзотика

В первую очередь это встроенные в автомобили штыревые домкраты. Познакомиться с ними вприглядку можно в самом начале кинофильма "Такси" или посмотрев кузовные гонки NASCAR. Эти приспособления способны оторвать все четыре колеса машины от земли после простого щелчка тумблером: из днища выдвинутся специальные лапы и дело в шляпе. В реальной жизни в России таковые пока замечены не были, хотя за границей их можно встретить на машинах "уличных гонщиков" и прочих автолюбителей с большой буквы.

Чуть ближе к народу стоят электродомкраты, ближайшие родственники компрессоров для подкачки шин. Вещь интересная, но не очень расторопная, а потому подойдет только самому отъявленному лентяю. Кто же еще согласится выложить 150 долларов за такую игрушку!