Автомобильный портал

По оценке отраслевых специалистов, вторичное использование в качестве сырья катализаторов, обезвреживающих автомобильные выхлопы, до сих пор остается неэффективным. В результате за последнее время во всем мире потеряны более 60% использовавшихся для этой цели благородных металлов.

Специалисты полагают, что им известны каналы, по которым исчезают такие большие деньги. По их данным, с учетом совершенно нормального износа 25% благородных металлов остаются на дорогах. Еще 36% из-за недостаточной структуры сбора вообще не попадают на предприятия переработки старых конвертеров. Большие потери возникают как при обычном использовании транспорта, так и на площадках складирования автомобильного лома и в мастерских. Либо автомашины идут под пресс вместе с преобразователем выхлопа, либо при разборке он снимается для последующей перепродажи, а потом о нем забывают и сбрасывают в общую кучу стального лома.

Примерно 2% катализаторов, состоящих из платины, палладия и родия, известных как платиновая группа, либо теряются при разборке конвертера, когда при отделении керамических сот от корпуса они пропускаются через обязательный пылеулавливающий фильтр, либо остаются на стенках корпуса. Такие же потери возникают при дальнейшей переработке.

Итак, значительная часть использованных в конвертерах благородных металлов действительно теряется и необходимо принимать меры. При этом выяснилось, что наибольшие потери происходят не во время, а перед началом переработки. Это означает, что автомашины с конвертером или только старые конвертеры вообще не учитываются и не попадают на переработку.

Во многих восточноевропейских странах интерес к скупке катализаторов и последующей переработке сильно возрос из-за их высокой стоимости. Многие подержанные автомашины в своей "третьей жизни" перекочевывают еще дальше на восток - вплоть до Азии. Кроме того, с некоторых пор существует значительный экспорт старых автомашин в Африку. Поскольку он относится прежде всего к машинам среднего и высшего классов, у которых преобразователи содержат больше металлов платиновой группы, то в целом надо считаться со значительным влиянием на ее баланс.

У современных автомобилей, располагающих эффективными системами ухода и контроля, потери во время их эксплуатации очень невелики. При недостаточном уходе, плохих дорожных условиях, а также слабом контроле - например, в результате неправильной установки зажигания, большой ударной нагрузки на подвеску, неправильном закреплении системы выброса выхлопных газов и т. п - может наступить ускоренный выброс из преобразователя керамики, содержащей благородные металлы. Именно это и происходит во многих развивающихся странах, в том числе и в России. Кроме того, там часто нет соответствующей структуры использования старых преобразователей. В этих странах действительно происходят большие потери на дорогах и переработка конвертеров в конце жизни автомобиля, скорее, маловероятна, что в целом приводит к большим потерям металлов платиновой группы.

В Европе конвертеры тоже часто снимаются для последующей продажи в качестве запасной детали. Но сегодня менее вероятно, что о них забывают и отправляют на стальной лом. Можно, однако, считать, что существуют складские запасы, которые приводят к затягиванию процесса переработки. Применение старых конвертеров как запасных частей с точки зрения экологии вызывает большие сомнения, поскольку они не могут обеспечить такое преобразование выхлопных газов, как новые устройства. При нынешних привлекательных ценах на металлы платиновой группы – продать катализатор для переработки более хорошая идея.

Особенности переработки катализаторов

Когда катализаторы попадают в кругооборот сырья, они могут приносить большую прибыль. Решающую роль при этом играют прежде всего профессионализм участников и по возможности, короткая непосредственная цепь: закупка - логистика - разборка - выделение металлов платиновой группы. В большинстве европейских стран для этого существуют эффективные структуры, так что потери в результате транспортировка, разборки и выделения металлов крайне ограничены. Современные методы позволяют получать выход платины и палладия до 98%. Чем больше включаются другие посредники или непрофессиональные участники, тем больше опасность потерь в результате неумелого обращения. Часто сюда относится неоднократная и небрежная перегрузка (разрушение керамики и пр.) или непрофессиональное снятие корпуса, например, в "мастерских на заднем дворе". В результате могут быть утрачены до 10% содержащихся в преобразователях металлов платиновой группы.

Серьезной проблемой при переработке конвертеров является также нередкое отсутствие добросовестного отношения со стороны некоторых участников. Трудность точного установления количества содержащихся благородных металлов, сделки с использованием наличных денег и сложность установления контроля нередко привлекают людей, нечистых на руку, что не только искажает условия конкуренции, но и приводят к излишним потерям.